«Лихачевские уроки в российских школах»

МОУ  СОШ  №19

 

 

 

М о л о д о с т ь –

это вся жизнь…

 

методическая разработка классного часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Выполнила: классный руководитель 11 класса «А»

                                         Меньшикова Алевтина Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х. Коржевский

2008 г.

 

 

 

 

                                                                                                

 

 

 

 

 

 

Цели  и задачи урока:

1)      распространение среди школьников знаний о личности выдающегося российского ученого и гражданина Дмитрия Сергеевича Лихачева, пропаганда его взглядов на жизнь;

2)      помочь учащимся осознать и осмыслить глубину идей, изложенных в книге «Письма о добром и прекрасном»; по письмам 3,5,46 проследить, как раскрывается главная мысль Учителя о предназначении человека, о том, как жить;

3)      подготовить учащихся к самостоятельному изучению произведений Д.С.Лихачева;

4)      способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучить свой родной край.

 

 

 

Оборудование:

портрет академика Д.С. Лихачева, выставка книг, фотографий, рисунков, классная стенная газета, сочинения-размышления учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мне хочется хотя бы маленькой,

но светлой памяти о себе…

К.Г.Паустовский

I. Слово учителя

         Быть всегда необходимым людям, чувствовать веление времени – большое счастье для писателя. Оно в полной мере выпало на долю российского ученого и гражданина Дмитрия Сергеевича Лихачева.  Деятельность его была многообразной: он – общественный деятель и литературовед, автор многочисленных исследований по древнерусской литературе, статей и бесед о духовности. Д.С. Лихачев  создал такие произведения, которые стали символом русской духовной жизни.

         Его книги – искренние и мудрые – учат нас любить природу, Родину, искусство, человека, родной край и родной язык. Писатель открывает читателю глаза на многое, предостерегает от ошибок, помогает найти ответы на «вечные» вопросы о добре и зле, о счастье, о смысле жизни, о своем месте на Земле.

        Читатель не может не ощущать обаяния личности писателя, его честности, принципиальности. Это не случайно: Д.С. Лихачев – человек, «создавший» себя, его жизнь может служить примером редкой целеустремленности, благородства и верности своему делу.

        Говорят, жизнь прожить – не поле перейти. Это так. Но и поле перейти не просто, если не быть случайным пешеходом, равнодушным созерцателем. Лихачев самозабвенно любил жизнь. Всеми помыслами и делами заслужил высокого звания – УЧИТЕЛЯ.

        Начиная с 1985 года и вплоть до смерти в 1995 году, не было, пожалуй, в России человека более авторитетного в вопросах морали и нравственности, чем Д.С. Лихачев, со дня рождения которого в этом году исполняется 103 года.

        Светлой Памяти Учителя посвящаем наш урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Сообщения учащихся, подготовленные заранее

Первый ученик. Новая иллюстрированная энциклопедия.

        Д.С. Лихачев – общественный деятель и литературовед. Ему принадлежат фундаментальные исследования литературы и культуры Древней Руси.

Второй ученик. Предисловие «От автора» в книге «Земля родная».

      «Судьба сделала меня специалистом по древней русской литературе. Впрочем, что значит «судьба»? Судьба была во мне самом: в моих склонностях и интересах, в моем выборе факультета в Ленинградском университете…

       Меня интересовали старые рукописи, меня интересовала литература, меня притягивала к себе Древняя Русь и народное творчество. Если сложить все это вместе и умножить на известную усидчивость и некоторое упрямство в ведении поисков, то все это вместе и открыло мне дорогу к внимательному изучению древней русской литературы».

Первый ученик. Популярный энциклопедический словарь.

        Д.С. Лихачев. Идеи богатства и многомерности национальной созидательной силы традиции в современности. Статьи, беседы о духовности как высшей ценности жизни.

Второй ученик. Предисловие «От автора» в книге «Земля родная».

      «Я хочу, чтобы все ценности принадлежали всем и служили всем, оставаясь на своих местах. Вся земля владеет и хранит ценности, сокровища прошлого. Это и красивый пейзаж, и красивые города, а в городах свои, собранные многими поколениями, памятники искусств. А в селах – традиции народного творчества, трудовые навыки. Ценностями являются не только материальные памятники, но и добрые обычаи, представления о добром и красивом, традиции гостеприимства, приветливость, умение ощутить в другом свое, доброе. Ценностями являются язык, накопленные литературные произведения. Всего не перечесть».

 

Учитель:

       Кто же этот удивительный человек, который так просто и понятно говорит о главном, о важном? Мы с вами тоже попытаемся сегодня открыть для себя что-то новое и осознать, что творчество великого писателя-публициста – живое явление современности.

       Ваши одноклассники изучили энциклопедии, искали материал о жизни и деятельности великого ученого в разных книгах и даже в Интернете. Составили развернутое сообщение, которое вы можете использовать в беседе с родными и близкими.

Третий ученик в тезисной форме излагает содержание собранного материала.( Текст доклада прилагается).

 

 

 

(Одноклассникам раздается текст сообщения о жизни и личности Д.С. Лихачева)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Учитель.

       Вокруг тебя – мир… Мир, полный радостных открытий и серьезных проблем. Об этом мы говорили в 5-х, 6-х, 7-х классах, когда проводили уроки литературы по книге для чтения «Вокруг тебя – мир…». Это были ваши любимые уроки, потому что мы учились размышлять. Создатели этого пособия хотели, чтобы ты, взрослея, не просто разбирался в том, что хорошо, а что – плохо, но стремился понять окружающих тебя людей и повлиять на ход зависящих от тебя событий. Чтобы ты учился принимать правильные решения. Чтобы у тебя было собственное мнение, которое ты мог бы отстоять.

       Теперь ты – ученик 11 класса, выпускник…. Перед тобой ВЗРОСЛЫЙ МИР. Каков этот мир? Как построить в нем свою жизнь, чтобы «не было стыдно за бесцельно прожитые годы»? Какими путями нужно идти, чтобы самому быть счастливым и дарить счастье другим?

       Ответить на эти вопросы не очень просто. Помогут тебе в этом письма, написанные Д.С. Лихачевым.

        Перед вами книга Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Эти «письма» адресованы не кому-то конкретно, а всем читателям. Прежде всего, вам – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями. То, что автор писем – человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий, носящий и другие почетные звания, делает эту книгу особенно ценной. Ведь давать советы может только авторитетный человек. А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни. Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя.

         В книге 46 писем. Возможно, прочитанные письма помогут тебе по-другому взглянуть на школьные годы, на друзей, на родных, на самого себя, натолкнут на размышления о том, в чем смысл жизни и для чего рождается человек?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Письмо второе. (Читает учитель).

Молодость – вся жизнь

         Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в другом мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего…

         А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости.

         Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом.

         Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. В радости ведь тоже нужна  помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человека, если он один.

         Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа будет вечно доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

        Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

        И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные – не давать спать!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Беседа

    1. Разделяешь ли ты эти точки зрения? Почему? Может быть, ты думаешь по-другому? Убеди нас в правильности твоей позиции.

    2. На вопрос «Почему нельзя совсем уйти от репутации, созданной в школьные годы?» ученики других классов ответили по-разному:

    - К сожалению, мало кто из нас задумывается над тем, что репутация, созданная в школьные годы, будет идти рядом. Хотя никому не безразлично, что думают о тебе окружающие люди. Всем хочется уважения и доброго к себе отношения. Только вот как добиться этого? Не хочу хвастаться, но я всегда «стою» за справедливость. Надеюсь, именно это качество ценят во мне окружающие.

    - Школьные годы – это годы детства и юности. Именно в этом возрасте формируется характер человека, его мировоззрение. Твой круг общения будет зависеть от того, как ты себя покажешь. Тем самым ты создаешь о себе репутацию, от которой нельзя уйти совсем, потому что одноклассники, друзья, учителя составили о тебе свое мнение, и ты его наверняка знаешь.

    - Школьные годы самые запоминающиеся, потому что там все происходит впервые: первая учительница, первые твои открытия, первая любовь, первые успехи и неудачи, первые осознанные поступки. Мне хочется о себе оставить в родной школе репутацию порядочного человека: именно это качество я считаю главным. Из уст учителей я хотел бы при расставании услышать: «Нам жаль с тобой расставаться…». А уйти от репутации, созданной в школьные годы нельзя потому, что это – общественное мнение.

    - Все зависит от человека. Его жизнь – в его руках. Среди многих сверстников бытует мнение, что всегда можно начать жизнь «с чистого листа», с понедельника. Возможно это так. Но лучше, как говорит мудрая пословица, беречь честь смолоду.

      Чье рассуждение тебе больше всего понравилось? А как бы ты ответил на этот вопрос?

    3. Представь, что тебе предложили подобрать эпиграф к письму «Молодость – вся жизнь…». Какой бы афоризм ты выбрал?

    - Хорошие поступки облагораживают нас, и мы есть плод наших собственных деяний.

                                                                                                                                    И. Сервантес

    - Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их.

                                                                                                                                        У. Мизнер

   - Береги честь смолоду.

                                                                                                                                       Пословица

    Объясни классу свой выбор.

    4. Письмо «Молодость – вся жизнь…» Дмитрий Сергеевич завершает так:

«В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные – не давать спать!»

     Совершал ли ты поступок, за который тебе стыдно? Напиши об этом в своем дневнике. Постарайся быть искренним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Размышляя над письмами...

(Работы творческих групп над письмами «В чем смысл жизни» и «Путями доброты»).

Представитель первой группы.

    Наша жизнь – строгая и тяжелая школа выживания. Как у животных: борьба за выживание.

    Как много вокруг негатива, а также корысти, зависти и ложного честолюбия в душах людей! А окружающий мир чувствует: кто перед ним?

    Я считаю, что если у человека сердце любящее, нежное, искреннее, то все к такому человеку тянутся, словно растения к солнышку. Знаю много таких «людей-солнышек».( К ним отношу и Дмитрия Сергеевича Лихачева, которого глубоко волновала судьба молодежи). С такими людьми не просто хочется общаться, разговаривать все время, их хочется чувствовать рядом ежеминутно, ежечасно. Тогда жизнь становится полной, прекрасной. Бывает, идешь по улице, смотришь на человека, который светится изнутри, невольно улыбка появляется и на твоем лице, как будто он поделился счастьем и отдал тебе свою энергию, которая теплом проходит по всему телу. Как здорово! Хочется жить!

    Окружающий нас мир, словно губка, впитывает все. На моем рисунке показано, что человек всегда в центре всех событий. Как бы не пыталась природа предостеречь человека от проникновения в ее тайные кладовые, в ее сокровища, человек всегда найдет способ разрушить, сделать хуже природе, а значит и себе. Солнце освещает путь каждого своими лучами и каждому дает шанс стать мудрым, уважаемым человеком. Все рождаются с одинаковыми возможностями, но не каждый умело может воспользоваться ими.

    Главное – всегда иметь цель в жизни, чтобы не скатиться по наклонной. Иногда эта «наклонная» даже привлекательна, кажется красивой, пленящей.

    Я представляю жизнь как радугу. Может, это не совсем удачный пример, но допустим, что сверху светит солнце... (В моем понятии это добро, чистота, великое начало энергии, воплощение силы Всемогущего Бога). Радуга, как панцирь, защищающий человека. Но если человек нарушает законы природы, то технично «выбывает» оттуда. И все против него, потому что он жил не по правилам, не по человеческим правилам. Например, человек жил, работал, добивался успехов… Но какая-то темная сила потянула его на «дно жизни», страшной жизни: он стал наркоманом. Все и все отвернулось от него… Как его вернуть на Землю?

    Человек поймет всю горечь этой беды, когда почувствует ее близко-близко. Сознание того, что ты потерял что-то очень важное, к сожалению, приходит ко многим очень поздно. Недаром гласит народная пословица: «Что имеем – не храним, потеряем - плачем».

                                                 Солнце плачет, а небо смеется,

                                                 Слеза по щеке крадучись льется.

                                                 Когда одинокая звезда упадет на крышу,

                                                 Ее никто не увидит, никто не услышит,

                                                 Что исчезла она – никто не заметит!

                                                 А вместо нее уже созвездие светит!

 

                                                  Так же человек: когда он сияет,

                                                  Все его любят, все его знают.

                                                  Если он сбился с пути, то небо грохочет,

                                                  Знайте, это ВРЕМЯ над ним хохочет…

                                                  Солнце смеется, а небо плачет:

                                                  Ведь ЭТА ЗВЕЗДА ничего не значит…

 

 

 

 

Представитель второй группы.

 

           Вот и близится время, которое определяется словами –«на пороге взрослой жизни». Возраст, когда совершается  одно из важнейших открытий = открытие самого себя. Вот – я, а вот – мир. Остаюсь наедине с собой и с миром. Наедине ли? Со мной рядом мои родные и близкие, друзья и, конечно, любимые книги. Одна из них – «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачева. Размышляя над книгой Великого Учителя, я задумался (возможно, в первый раз очень серьезно) над вечными вопросами бытия. Что такое человек? Каково его предназначение? Что значит для него мир и что он значит для мира? Что такое жизнь и в чем ее смысл?

        Мне повезло: я живу на Кубани. Кто не знает крылатой фразы: «Кубань – житница России». Мой родной край богат тем, что здесь живут и трудятся сотни замечательных людей. Они принесли Кубани своим неиссякаемым трудолюбием мировую славу. Один из них -

 Василий Иванович Головятинский. Сегодня я пригласил его на наш классный час. Он, конечно, расскажет о своей судьбе, поделится своими знаниями о жизни, но вначале я хотел бы представить его. Сейчас он – пенсионер, а в 80-е годы был известным механизатором в Славянском районе, был передовиком, звеньевым.  Любит землю и знает о ней очень много. Именно такие люди, как он, обеспечили в свое время прочный фундамент для процветания совхоза «Ордынский». Вы знаете, что наш рисосовхоз на пике своего экономического развития был миллионером. В этом заслуга и моего земляка . Он награжден многими Почетными грамотами, одна из них даже правительственная, из Москвы. О своем деле любит говорить: «Нужно уметь угадать время, когда земля готова… Если угадаешь – быть хорошему урожаю».

      К сожалению, в 90-е годы наступили трудные времена, и наш совхоз пришел в полный упадок, из которого не может выкарабкаться до сих пор. Василий Иванович - ветеран труда, очень тяжело переживает это, потому что смысл его жизни был в любви к земле.

      «Можно по-разному определить цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание», - говорил Д.С. Лихачев. Так и наш односельчанин всегда четко знал, что есть главное в жизни, и потому смог прожить яркую, плодотворную жизнь.

      Я – взрослый и понимаю, что наша жизнь такова, что под одним небом живут и приспосабливаются трутни, живущие за счет трудового народа. Думаю, что они смертельно ненавидят созидательный труд и вряд ли умеют делать что-нибудь полезное для общества. Но есть такие, как Василий Иванович, который, несмотря на свой возраст, не боится перемен, демократии и верит в социальную справедливость.

     Поэтому я не робею, а смело иду вперед: тени боятся света! И если встанет предо мной выбор, как поступить, какими путями идти по жизни, я вспомню УРОКИ ДОБРОТЫ Дмитрия Сергеевича Лихачева и постараюсь сделать так, чтобы моим родным не было стыдно смотреть людям  в глаза из-за моих поступков.

     Я принес на урок газету «Заря Кубани» от 13 сентября 1984 года, где есть статья о Головятирском В. И. . Горжусь им. Еще я приготовил его фотографии и предлагаю одноклассникам  сделать рубрику в классном альбоме «Память поколений».

 

      Слово предоставляется  Головятинскому В.И.

(Рассказ ветерана труда о своем жизненном пути).

 

   

 

 

 

 

 

   .Представитель третьей группы.

 

     Нам было предложено изобразить в иллюстрациях наше представление об окружающем мире. Мы прочитали два письма Д.С.Лихачева: «В чем смысл жизни » и «Путями доброты» и приготовили выставку рисунков, отражающих, на наш взгляд, всю сложность реальной жизни.

     Что в наших рисунках? Эпиграфом в своей работе мы взяли слова Максима Горького: «Самое лучшее в мире -  смотреть, как рождается день».

 

 

- Смысл жизни в том, чтобы оставить большой след на Земле. Выучиться, получить хорошую профессию, устроиться на высокооплачиваемую работу, помогать родителям, создать хорошую семью.

 

- Воровство, наркомания, преступления = не мой путь; я не хочу умирать раньше времени, не хочу оказаться в тюрьме, не хочу позорить свою фамилию, своих родителей.

 

- В жизни есть только два пути. Путь добра и зла. Благодаря людям, которые выбрали первый путь, жива наша планета. Жаль людей, которые глухи к добру, к родной земле, они не могут оценить красоту окружающего мира. А по-моему, смысл жизни в том, чтобы прожить ее с чувством прекрасного в сердце.

 

- Смысл жизни в том, чтобы жить не только для себя, но и для других. Думаю, очень важно уметь вовремя сказать себе «нет», тогда твоя жизнь сложится нормально. Лишь бы не поздно было…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Заключительное слово учителя:

 

     Жизнь и творчество Дмитрия Сергеевича Лихачева – целая эпоха в истории нашей науки, многие десятилетия он был ее лидером и патриархом. Его уход, еще до конца не осознанный, также знаменует окончание эпохи в науке о русской древности. Теперь      Д.С. Лихачев навсегда занял место в ряду таких блестящих имен, прославивших русскую науку, как Ф.И. Буслаев, А.А. Шахматов, В.Н. Перетц, В.В. Виноградов, Н.К. Гудзий,   В.П. Андрианова-Перетц.

 

Он был ученый-гражданин. Он был красивый и обаятельный человек.

 

 

Выводы:

     Познакомься с высказываниями великих русских людей. Какое из них ты смог бы использовать в качестве вывода по уроку? Объясни свою позицию.

 

1. Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений.

                                                                                                     Гораций

2. Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или знанием.

                                                                                                     Д. Фескин

3. Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил.

                                                                                                     Сенека Младший

4. Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

                                                                                                     Д. Дидро

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание:

1. Расспросите своих родных, знают ли они о Д.С. Лихачеве? Расскажите своим семьям о сегодняшнем уроке. Используйте материалы, подготовленные одноклассниками. Согласны ли Ваши домашние с выводами, сделанными на уроке?

 

2. Прочитайте другие письма великого учителя. О чем они вас заставили задуматься?

 

3. К следующему уроку прочитайте главу «Искусство открывает нам большой мир» из книги «Земля родная». Используйте советы Д.С. Лихачева, высказанные им в главе «Учиться говорить и писать».

 

4. Подготовьте сообщение на тему «Искусство моего родного края» (устно или письменно) к следующему уроку. Каковы ваши впечатления от концерта Кубанского казачьего хора, который мы смотрели?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном», М., «Детская литература», 1988г.

2. Д.С. Лихачев. Предисловие «От автора» в книге «Земля родная».

3. Новая иллюстрированная энциклопедия, т. 10, М., ООО «Мир книги», научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2000г.

4. Популярный энциклопедический словарь, М., научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001г.

5. Статья «Последний луч Серебрянного века», автор Нина Бижурина, г. Санкт-Петербург.

6. Статья «Памяти Дмитрия Сергеевича Лихачева», Л.И. Сазонова, М.А. Робинсон, Славяноведение, М., 2006г.

 

Hosted by uCoz